Чтобы правильно выбрать электровелосипед и в полной мере использовать его потенциал, важно понимать его устройство и систему функционирования. Конечно, инструкция по эксплуатации прилагается к каждой модели, но ознакомиться с общими принципами работы такого транспорта будет полезно и новичку, и опытному райдеру.

О том, как устроен и как работает велосипед с электрическим мотором, рассказывают специалисты интернет-магазина Eko-bike.

Устройство электровелосипеда

В конструкционный набор электровелосипеда кроме рамы и колес входят следующие элементы:

  • Электродвигатель – с его помощью происходит движение.
  • Аккумуляторная батарея – питает двигатель, отвечает за автономный ход.
  • Контроллер – электронный блок, ответственен за управление.
  • Регулятор скорости – ручка газа на рулевой стойке.
  • Бортовой компьютер – отражает актуальные данные: скорость, пробег, индикатор заряда АКБ, настройку и состояние электронных систем.
  • Дополнительное оборудование: звонок, багажник, фары, переключатель передач, предохранители, провода.

Теперь разберемся, каков принцип работы велосипеда с электродвигателем.

Принцип действия электровелосипеда

Движение на обычном велосипеде происходит посредством прокрутки педалей – создается крутящий момент, а он при помощи цепи вращает колеса. В пауэрбайке же функцию механизма, который приводит транспорт в движение, выполняет электромотор. Он в свою очередь получает электропитание от АКБ. Работа всей системы осуществляется посредством контроллера. Управление байком происходит за счет ручки газа и режима Ассистент — помощи при педалировании, а остановка за счет тормозной системы.

Как работает контроллер электробайка?

Контроллер является «посредником» между газом на руле и двигателем. Он осуществляет передачу токов мотору, активизирует и контролирует его. Этот электронный блок, как правило, помещают в герметичный короб для защиты от механических и атмосферных воздействий.

Особенности работы устройства:

  • Принимает сигнал от ручки газа.
  • Раскручивает мотор, за счет подачи тока на мотор.
  • Контролирует напряжение в АКБ. При возникновении перенапряжения отключает мотор от питания, чтобы продлить срок эксплуатации.
  • Принимает участие в процессе торможения, преображая переменный ток в постоянный в двигателях с прямым приводом.

У контроллеров бывает два режима работы: только от мотора – «power-on-demand» и с поддержкой педалей – «pedal-assist», он же PAS. На втором режиме контроллер регулирует силу и скорость педалирования, чтобы оптимизировать работу мотора. Модели, совмещающие оба эти режима, по ощущениям от поездок сравнимы со скутером или с небольшим мотоциклом. Хороший представитель этого класса, который подойдет и для города, и для поездок по экстремальным неровным дорогам, – Ekobike Patriot. Этот байк разгоняется до 40 км/ч без педалей, а с их помощью преодолевает до 65 км.

Виды электромоторов и система их работы

Электрический двигатель в электровелосипедах бывает двух видов: мотор-колеса редукторного типа и прямого привода. Оба вида работают на постоянном токе по одинаковому принципу. После того, как контроллер подал импульс, обмотки стального статора намагничиваются и начинают вращать ротор. За плавное вращение отвечает чередование обмоток статора. А за постоянство вращения – датчики Холла, именно они определяют положение ротора к статору и обеспечивают непрерывную подачу импульса напряжения. Преимуществом прямого привода является рекуперация энергии в аккумулятор, большие скоростные режимы и не используются шестеренки. Редукторные в свою очередь дешевле и имеют лучшую тягу.

Для управления скоростными режимами используют ручку газа (акселератор). Райдер, нажимая на нее, инициирует изменение напряжения, которое подается на обмотки статора. Частота подачи влияет на скорость вращения ротора, а следовательно, и на скорость движения.

Самый распространенный вариант двигателя – безредукторный, т.е. мотор-колесо. У него высокий КПД, надежная конструкция, он более мощный и обеспечивает высокую скорость передвижения. Может быть установлен на заднем колесе (заднеприводный), на переднем (переднеприводный) или на обоих сразу (полноприводный).

Одна из главных частей электрического велосипеда – аккумулятор, ведь именно от него питается двигатель. Комплектуется транспорт разными типами АКБ. Основные из них: SLA (свинцово-кислотные), NiMh (никель-металл-гидридные), Li-ion (литий-ионные), LiPo (литий-полимерные) или LiFePO4 (литий-железо-фосфатные).

Недорогими, но наименее практичными считаются SLA, а вот LiFePO4 – самые долговечные, хоть и дороже. Но под каждое транспортное средство конкретный вид батареи подбирается индивидуально, поскольку они различаются несколькими характеристиками: напряжением, сроком службы, стоимостью. Напряжение аккумуляторной батареи соответствует параметрам двигателя и контроллера.

При выборе взрослого электробайка опирайтесь на условия эксплуатации и технические характеристики модели. Это продлит «жизнь» электрическому велосипеду и обеспечит райдеру удовольствие от каждой поездки.

Понравился материал - расскажи друзьям!